Третий урок из серии " Изучаем фразировку"

Второй урок из серии "Изучаем фразировку"

Первый урок из серии "Изучаем фразировку"

Автор этой статьи — предприниматель Джеймс Клир. Его интересуют психология творчества и привычки, которые помогают людям быть счастливыми и продуктивными. Совсем недавно он написал мотивирующую статью, которую мы в AdMe.ru внимательно прочитали и решили перевести для вас. Потому что, кажется, он прав.

— Все мы мечтаем чего-то достичь в жизни — добиться хорошей физической формы, построить успешный бизнес, создать счастливую семью, написать книгу или выиграть в чемпионате.

Большинство из нас начинает путь ко всем этим прекрасным вещам с постановки конкретной цели.

Однако недавно я нашел гораздо более действенный способ достичь желаемого.

Все дело в разнице между целью и системой.

Вот в чем она заключается:

realbooks

Довольно часто можно заметить музыкантов, играющих по RealBook. Я имею в виду малые составы на корпоративных вечеринках и т.д. Такого вида музыканты буквально не расстаются с этими книгами. Это и практические занятия, и выступления. Фактически, без “Реал Бука” нет музыки.

Я сам грешил этим довольно долгое время. То есть во время игры взгляд ни на секунду не отрывается от нот, будь то мелодическая линия или импровизация по аккордовой сетке. Постепенно начинаешь воспринимать книгу как панацею. Поначалу мне казалось, что всё идёт по плану. Но прогресс так и не наступал. Проблема не только в запоминании стандартов. В импровизационном плане так же не было никакого развития.

 

recИнтересно, что взгляд на свою игру со стороны отличается от ощущений своей игры, когда ты в самом процессе. Ощущение своей игры и ее оценка в момент самого исполнения намного субъективней, чем со стороны. 
Это происходит, потому что мышление  во время импровизации отличается от мышления слушающего со стороны. Из-за этого мы можем не замечать очевидных вещей в своей игре. Как и хороших, так и плохих.
В этой связи мегаполезной и я бы даже сказал незаменимой практикой является запись своей игры на. Аудио или видео. На видео предпочтительней. (Так бы создается мнимый эффект того что  вас кто-то не только слушает, но и смотрит на вас).

 

Как заработать гитаристуЗаманчивая перспектива,  не так ли? Смеюсь

На самом деле на данный момент такая возможность для музыкантов есть. Речь пойдет о профессиональной работе в американских (и не только) круизных компаниях. Работа в профессиональных коллективах на круизных судах. Возможно, кто-то что-то уже слышал на эту тему, а для кого-то это будет совершенно неожиданным открытием.

 

 

Думаю что большинство из нас в процессе импровизации, на какое либо аккордовую последовательность, сталкивались с проблемой типа «вылетел  из квадрата», « потерялся в форме», и я не исключение. Я имею в виду ситуацию, когда вы в процессе игры внезапно понимаете, что вы потерялись, сбились, и не знаете где вы находитесь в данный момент, потеряли первую долю, или не знаете какой аккорд следует далее. Кто-то, возможно, уже перерос этот недуг на определенном этапе. У кого-то  он встречается больше как исключение из правила, нежели чем закономерность. А для кого-то это может быть даже очень актуальной и насущная проблемой, которая и по сей день злощастно не дает спокойно и свободно джемовать с другими музыкантами. Думаю, что особенно актуальная эта тема будет  для начинающих музыкантов. Именно им и посвящается эта статья.

 

Одним из ключевых факторов который влияет на развитие и рост в какой либо деятельности, является  глубоко укорененное желание достичь цели. 

Такое желание еще можно определить как глубокую жажду или страсть, лежащие в основе любого серьезного увлечения чем-то, будь это музыка или бег с препятствием, или еще что нибудь. Подобное желание это не просто мимолетное увлечение по типу сегодня хочу, а завтра уже не очень, а та глубинная страсть и жажда во что бы то ни было достичь заветной цели. Она уже почти как потребность, которая движет человеком. И именно такие желания имеют свойство сбываться. ( К счастью или к несчастью)

Вот некоторые мои  наблюдения по этому поводу. 

Один из моих подписчиков  попросил выложить больше материала  практическом использовании секвенций, т.е. как секвенции применяются на практике. Для начала, в этой статье я отвечу на вопрос  «В чем практическая польза игры секвенций?». И после этого я думаю, многое прояснится само собой.

 Чтобы ответить на этот вопрос я зайду немного издалека.

Практически в любой книге по джазовой импровизации приводится таблицы аккордов и гамм, которыми можно обыграть эти аккорды. Вопрос в следующем. Достаточно ли просто выучить конкретную гамму, что бы уметь обыгрывать и полноценно импровизировать на соответствующий аккорд? Думаю что множество гитаристов, которые пробовали это, согласятся со мной, что этого недостаточно. Просто тупо гонять гаммы вверх  и  вниз сложно назвать импровизацией.  Следующий логичный вопрос, который напрашивается: Что же подразумевают авторы, когда прилагают такие  таблиц в книгах? А подразумевают именно то, что гитарист уже способен свободно импровизировать в пределах одной выбранной гаммы (лада). Тогда следующий вопрос: как же все-таки научится свободно импровизировать в пределах одного выбранного лада. И вот тут мы уже ближе к сути главного вопроса.

                                                                                                   В статье осмысленная игра я  расcказывал  о двух процессах из которых состоит осмысленная игра ( импровизация).

1 слух идендефицирует мелодии ,фразы, мотивы.

2. Воспроизведение этой мелодии, фразы, мотива на инструменте.

Но существует ещё и другой важнейший и неотьемлимый процесс в процессе импровизации..

Это умение творчески исправлять ошибки и погрешности неточного изложения.

секвенцииКогда в процессе обучения импровизации  речь  идет о том, что нужно знать и уметь играть разные гаммы или лады, то чаще всего имеется в виду, не просто умение играть их в восходящем и нисходящем движении, но в большинстве случаев подразумевается умение играть секвенции на основе этих ладов.

  Что такое секвенции. Вот определение из словаря.

 Секвенция [лат. sequentia следование] - перемещение одного и того же напева по ступеням гаммы вверх или вниз Другими словами, секвенция это своего рода мелодическая «цепочка», в которой «звено» это некий мотив, который играется от каждой ступени лада. Например, простая триольная секвенция в гамме до мажор.

 Думаю, что большинство гитаристов согласится со мной, что намного легче обыгрывать (импровизировать) статичную  гармонию (когда постоянно звучит один аккорд и гармония не меняется), чем  импровизировать на (а точнее, сквозь) последовательность в которой часто меняются аккорды.

  Так происходит по нескольким причинам.  Ну, например, в ситуациях, когда гармония не меняется, есть время нащупать аппликатуры нужного лада, легче творчески исправить неточность попадания в ноту  (« выкрутится»).  Если аппликатура нужного лада хорошо знакома, то импровизировать в ее пределах можно не опасаясь «зацепить соседей» (взять не те ноты). В таком случае, так или иначе, все ноты, с которых начинаются и заканчиваются фразы так или иначе  «законно» звучат в контексте аккорда. Легче сконцентрироваться на ритмическом оформлении фраз, так как внимание не отвлекается на выбор нот и  ладов, как это бывает при постоянно меняющейся гармонии. Проще вставлять различные фразы- клише, особенно длинные.

Нужно сказать, что учится импровизации можно по-разному. И каждый путь по своему хорош, но и по своему ограничен. Думаю самый распространенный метод это «сьем на слух» уже готовых соло или отдельных его фрагментов. А так же просто пытаться импровизировать, подбирая на слух те мотивы и музыкальные фразы, которые хорошо ложатся на данный ритм и аккорды, при этом, не зная нот, и особо не вникая в теоретическую сферу. Т.е. это тот случай когда, как правило, музыкант полагается исключительно на свой слух.Такой подход « в слепую», является своего рода фундаментом, на котором вырос блюз и любой фольклор. Все кто стоял у истоков блюза не знали нот. И это не мешало им выражать себя. Но справедливости ради нужно сказать, что в блюзе, как правило, всего три- четыре аккорда, и чтобы элементарно их обыграть, достаточно пяти - шести нот. А так же большинство блюзов играются в двух – трех основных гитарных тональностях. Поэтому, в такого рода музыке, и не так уж легко заблудится. Но когда речь идет уже о более сложных и длинных аккордовых последовательностях состоящих из множества непохожих друг на друга аккордов (таких как джазовые последовательности), то здесь уже без знания элементарных основ, как правило, не обойтись.

 

 

123Играть гаммы в музыке  это не самоцель. Но знать и играть их как минимум полезно (скорее необходимо).  Конечно, на определенном этапе может показаться, что можно обойтись и без них. Но чтобы поднять свой уровень игры выше, узнать больше,  и понимать музыкальный процесс лучше, они необходимы. Собственно это касается всей музыкальной теории. Конечно, бывают редкие исключения, но как кто то сказал, что исключения только подтверждают правило.

Поэтому, как правило, практически каждый музыкант, претендующий на профессионализм, почти обречен на то, чтобы стать музыкально грамотным музыкантом. Это похоже на то, как если бы кто-то заявлял что можно получить профессорскую степень, не умея при этом писать и читать (как минимум). Поэтому, знание гамм, ладов, арпеджио и прочего   это одна из необходимых составляющих которой необходимо владеть  для перспективного роста.

 

 

Импровизация это всегда процесс воспроизведения на инструменте тех нот, которые мы слышим своим внутренним слухом. (Об этом я уже говорил в теме ОСМЫСЛЕННАЯ ИГРА). Соответственно это всегда поиск слышимых нот на грифе.

Процесс «попадания»  в нужные ноты и «промахов», это неотьемлемая часть процесса импровизация. Это собственно и есть подбор по слуху, только в реальном времени. Так вот, чтобы в процессе  импровизации  попаданий было все больше, а промахов все меньше, необходимо развивать свое внутреннее предслышание.

 

 


Что бы понять что такое осмысленная игра, сначала давайте разберемся, что такое осмысленная речь. Осмысленная речь это когда сначала мы думаем, а потом говорим. Т.е. сначала в нашем сознании всплывает (обычно быстро) или  вырисовывается (не совсем быстро) мысль, которую мы хотим  озвучить, а потом выражаем ее.  Но не наоборот. (Иначе это выглядело бы как неосознанный, бессмысленный лепет, набор звуков без всякой смысловой нагрузки.). В этом смысле, любая наша речь, это речь ОСМЫСЛЕННАЯ.  ( не обязательно мудрая, конечно.:)) И если на физическом уровне мы так устроены, что сама способность говорить подразумевает осмысленность того, что мы говорим, то  с осмысленной игрой  не так все естественно и просто. Здесь происходит  тот же процесс, что и в обычной речи. Сначала мы прислушиваемся  к своим мыслям (музыкальному эфиру звуков так сказать) внутренним слухом и только тогда, когда что- то услышали, мы воспроизводим это на инструменте. Но сам навык сначала слушать и воспроизводить только то, что услышали, не дается нам  автоматически. Его нужно приобретать и развивать.

Практика показывает что, слух музыканта это  та сфера, которая чтобы отдавать сначала должна, что то получить. Чтобы сварить суп или другое какое то блюдо необходимо множество разных ингредиентов. Так и в процессе импровизации, чтобы «сварить что-то более мене съедобное»  вам нужно иметь достаточно продуктов в вашем распоряжении.
Вот несколько способов как  можно регулярно пополнять свое « слуховое музыкальное хранилище». Каждый из них имеет свои плюсы и в чем то ограничен, но  вместе они дополняют друг друга, поэтому полезно практиковать каждый из них. К тому же, таким образом можно избежать однообразия в занятиях. А оно совершенно не способствует прогрессу.

 

Итак. Как я выше уже объяснил, осмысленная игра это процесс, состоящий из двух процессов слитых воедино.
мы «прислушиваемся» к своему внутреннему музыкальному эфиру звуков.
мы воспроизводим на инструменте то, что мы услышали.

Логично, что если мы ничего не «слышим» то и играть нам не чего. Если слуховой запас мелодических идей беден, то выдавить из себя что-то адекватное будет сложно. Здесь будет уместно рассмотреть несколько образных сравнений относительно нашего музыкального слуха. (Под понятием музыкальный слух, в данный момент, я подразумеваю человеческую способность, которая включает в себя: