Друзья, не так давно один из подписчиков попросил совета. Ниже привожу его письмо. Темы вопросов достаточно обширны, поэтому ответы получились не исчерпывающими, но все же...
"...Значит ситуация такая. Я заметил по Вашей игре, что Вы обыгрываете максимально точно вертикали аккордов! То есть при смене одного аккорда на другой, у Вас нет сомнений, правильный Вы лад играете, или арпеджио, или секвенцию. Также я заметил, что все стандарты Вы играете наизусть без подсматривания в цифровку. И речь идет не только о 2-5-1. Со стороны создается такое впечатление, что вы с легкостью "варитесь" в этих аккордах, и следить за их чередованием не составляет для Вас никакого труда. Я же по своим занятиям заметил такую закономерность....
При изучении стандарта или вообще какого-нибудь НОВОГО материала (лады на какой-нибудь аккорд альтерированной доминанты, 2-5-1 в новых тональностях, нетрадиционные связки двух мажорных септаккордов) я как правило прорабатываю эти связки отдельно. Например вычленяю из стандарта какой-нибудь оборот и в бэнд ин боксе упражняю свою игру только на эту связку. И вот таким образом, разбив стандарт на столько отдельных звеньев, сколько это представляется возможным, пытаюсь проработать отдельно все эти звенья. Однако, когда нужно играть уже стандарт целиком, то очень трудно приходится соединять только что отработанные фразы. Приходится очень напрягать мозги, чтоб следить за новыми тональными центрами. И не всегда это удается-думать о предстоящих аккордах и мелодии одновременно. Также замечаю, что при смене аккорда, когда задумываешься о новом ладе, часто ритмически "вылетаю". Приходится останавливаться на секунду, чтоб опять уловить сильную долю. Игра в таком случае выглядит неестественной для окружающих, и мучительной для меня самого. Хотя до этого добросовестно проигрывал отдельные звенья этого же стандарта. Резюмирую написанное, могу подытожить, что меня интересует сам процесс соединения уже отработанных мотивов, фраз в уже более менее законченное соло, которое играется в темпе, ритмично, без явных остановок. На протяжении лет именно это являлось камнем преткновения. Так вот, мне интересно, всем ли приходится через это пройти, или только я не правильно мыслю, что после занятий кажется, что ты вагон разгрузил, голова уставшая, а результат не всегда хороший."
Иван, г. Гомель
Постараюсь кратко ответить на несколько ключевых моментов в Вашем письме.
" ...при смене аккорда нет сомнений правильный лад или секвенцию..."
Важно видеть несколько вариантов арпеджио и ладов, которые соответствуют каждому аккорду в последовательности во всех позициях на грифе, а также наработанный багаж фразировки на данный тип аккорда во всех позициях. То, что в курсе "Исскуство обыгрывания аккордов" я условно назвал "слухо-аппликатурными схемами".
А при переходе соответственно видеть точки перехода и их пересечения этих схем и аккордов. Поэтому в любой момент времени я вижу:
а) где я нахожусь (около каких ступеней - нот текущего аккорда.
б) ближайшие "рабочие полезные ступени" следующего аккорда, так сказать, аппликатурные схемы, соответствующие ему.
И зачастую предслыша смену аккорда, я заранее подвожу методическую линию к точке плавного и органичного перехода-соединения.
По поводу запоминания цифровки и контролем над сменой аккордов.
Цифровку я не просто запоминаю как последовательность символов. Также, нужно обязательно запомнить звучание (движение) самой гармонии. Для этого обязательно нужно сыграть саму цифровку аккордами, чтобы слух запомнил насколько можно максимально движение голосов аккордов. В таком случае у Вас во время игры не будет проблем с контролем над сменой аккордов и их запоминанием.
На тему отработки соединений и отдельных звеньев
Разбивать последовательность на отдельные звенья и отрабатывать соединения аккордов вещь полезная. И сложные соединения желательно отработать заранее. Но также важно тренироваться вести линию на всю последовательность целиком. Если нужно то замедлить темп, чтобы мозг успевал отслеживать все переходы и руки успевали находить нужные ноты. Более подробно об этом я рассказываю и показываю в курсе "Искусство обыгрывания аккордов"
"...Приходится очень напрягать мозги, чтоб следить за новыми тональными центрами. И не всегда это удается-думать о предстоящих аккордах и мелодии одновременно. Также замечаю, что при смене аккорда, когда задумываешься о новом ладе, часто ритмически "вылетаю". Приходится останавливаться на секунду, чтоб опять уловить сильную долю..."
Не нужно думать про мелодию и аккорды как-то в отдельности. Процесс создания мелодической линии это процесс пения на слышимый гармонический контекст (текущий аккорд и аккордовую последовательность в целом). И когда Вы способны слышать текущий аккорд и предслышать каждую последующую смену аккордов, тогда количество сознательных умственных процессов сводится к минимуму, а в ход вступает Ваш слух и мышечная память. Когда гармония пьесы заранее должным образом проработана, Вашему слуху не станет преградой смена аккордов.
Когда Вы научитесь предслышать следующий аккорд в аккордовой последовательности, тогда Вы сможете качественно оперировать и самым малым количеством нот. Движение голосов в аккордах будут создавать вам очевидные подсказки на уровне предслышания. И далеко не всегда Вам нужно будет при каждой смене аккорда держать новый лад в уме.
А также не всегда нужно оперировать целыми фразами. Часто достаточно пользоваться маленькими мотивами от 2 до 4 нот. Если Вы чересчур зациклены на использовании фраз клише шаблонов, то рекомендую Вам развивать умение строить мотивы просто из аккордовых нот. (нот арпеджио аккордов). Иногда можно использовать секвенции. И далеко не всегда нужно обыгрывать строго вертикаль каждого аккорда в последовательности. Обыгрывать несколько аккордов одного тонального центра одним ладом вполне нормально. А Ваш слух и вкус Вам подскажет, что, где и как обыгрывать.
И в заключении скажу: если у Вас есть желание получить адресный и точный видео-ответ на свой вопрос, то для этого Вам подойдет заочный тип онлайн обучения. Подробней о нем можете узнать здесь: http://jazzguitarlessons.online/tutoring.