За последние пару недель я уже несколько раз получал один и тоже же вопрос. Расцениваю это как повод и знак к тому что пора высказаться на эту тему.
Вопрос примерно такого содержания.
Как лучше учить лады? ... Учится строить все лады от одной ноты или мыслить каким-то одним диатонический ладом (например мажорная гамма и дорийский минор), а остальные лады находить путем вычисления ноты, от которой нужно играть мажорную гамму или дорийский, чтобы получить необходимый лад?
Я считаю, что оба подхода имеют право на жизнь. И среди гитаристов есть приверженцы, как и первого подхода, так и второго. Но на мой взгляд среди них нет более правильного или более эффективного, так как мерило всему в итоге это результат. Поэтому категорически-радикальные мнения на этот счет считаю ложными. А результат дают оба подхода. И самое интересное в этом, что результат в итоге все равно одинаковый. Он заключается в том, чтобы создать в у себя в голове крепкую ассоциацию аппликатурных форм с ладом, и иметь хорошее предслышание этого лада.
Лично я на начальном этапе обучения нахожу более удобным подход поиска аппликатуры нужного лада через мажорную гамму или дорийский минор. Такой подход очень популярен. Т.е. если нужно найти локрийский лад, то я использую аппликатуры мажорной гаммы на пол тона выше либо дорийского минора на малую терцию выше. И так далее поэтому же принципу. Но хочу сразу заметить, что это всего лишь некий трюк, который может помочь на начальном этапе, до того как сформируются устойчивая взаимосвязь по типу "лад-аппликатура». Пойдете ли в по этому пути либо по пути изучения каждого лада от каждой ноты, неважно.
Спустя определённое время практики все равно все эти мыслительно-вычислительные процессы в уме упрощаются и прекращаются, и остаётся только ассоциация конкретных аппликатур с соответствующим ладом или ладами.
Так происходит потому что в процессе самой игры у гитариста опора больше происходит на внутреннее предслышание, визуальные аппликатурные ориентиры и мышечную память, нежели на какие-либо математически вычислительные процессы ( построение лада по формуле от определенной ноты, либо поиск производной тональности для получения нужного лада.)
Говоря простым языком, в процессе игры уже действуют мелодико-аппликатурные наработки, а сам мыслительно- вычислительный процесс по поиску аппликатур нужного лада упрощен. При этом в процессе игры существует большое количество ситуаций, в которых вы даже не всегда отдаете себе отчёт какие именно ноты вы играете в данный момент. Главное, что вы их предслышите и руки находят их на грифе. Остальное не важно. И это не плохо и не хорошо, как сказал бы Гришковец. Это нормально. Ведь конечная цель это максимально точно воспроизводить на грифе ту мелодию которую диктует вам ваш слух. И при этом совершенно не имеет уже значение знаете ли вы при этом какие именно ноты вы нажимаете в данный момент. (Конечно, если в это время смотреть на гриф, то можно идентифицировать эти ноты.) Именно поэтому всегда существовали отличные гитаристы, которые и нот то не знали. (Что совершенно не является примером к подражанию.)
В заключении скажу, что само по себе знание аппликатур ладов само по себе это лишь "вспомогательный инструмент" во время импровизации. Намного важнее насколько большой и разнообразный "арсенал музыкальных идей» способен выдать солист в рамках каждого лада. А это уже вопрос мелодического языка. И если ноты лада — это буквы, то сколько разнообразных слов может составить из них солист. И поэтому следующим шагом после изучения аппликатур лада, желательно перейти к изучению фразировки в этом ладу. Для тех, кто уже знаком с аппликатурами ладов, но у кого еще нет хорошего запаса мелодических идей в нем, как один из самых эффективных методов я рекомендую изучение этюдов в этом ладу. Более подробно об этом методе можно почитать ЗДЕСЬ