О выборе позиций в процессе соло

Выбор позицииКак ответ на следующий комментарий читателя родился этот пост.

"....Если честно, я абсолютно не понимаю, как именно происходит импровизация. Дмитрий, откуда вы знаете, по каким ладам и в каких позиция нужно импровизировать?
С уважением, Александр.

 

Насчет выбора лада я уже как-то писал в предыдущих статьях. Аккорд его гармоническая вертикаль в большинстве случаев определяет то, на каких ладах примерно будут замешаны фразы при игре на этот аккорд. Конечно, иногда бывает и так, что играемые ноты не относится напрямую к аккорду (текущему в данный момент). Особенно в джазе. Но в большинстве случаев аккорд, его состав определяет мелодический состав фраз и пассажей играемых на него.  
По поводу выбора позиции. Текущую позицию в игре диктуют несколько факторов.

 


Первое, это аппликатура музыкальной идеи (фразы, пассажа). Она может иметь одну две и более рабочих аппликатур. Т.е. Она может играться в нескольких позициях и октавах. Некоторые пассажи звучат только в одной аппликатуре. Некоторые проходят через несколько позиций. Некоторые вообще играются горизонтально. Вне какой либо позиции.( На двух - четыре струнах). Поэтому в момент применения самой идеи, аппликатура самой этой идеи и определяет то, в какой позиции эта фраза начнется и где закончится. Вы можете начать в одной позиции и октаве, а закончить, а закончить ее уже в другой позиции и октаве. И дальше вы уже продолжаете мысль (использовать следующую идею) с того места, где закончили играть предыдущую. В большинстве случаев так и происходит. Хотя бывает, что нужно делать и большие скачки. Из одной позиции в другую. К примеру, закончил я фразу в верхнем регистре, а следующий пассаж нужно (слух диктует его) в нижнем регистре. В такой ситуации нужно менять позицию кардинально.

Второй фактор. Позицию еще часто определяет во время соло диапазон идеи, которую вы излагаете в данный момент. К примеру, вы начали играть восходящий гаммаобразный пассаж, но сыграть его в пределах одной позиции не получается (не хватает струн), вам волей неволей придется перемещаться в другую позицию, чтобы завершить его.

 

Третий фактор. Также на выбор позиции влияет и артикуляция каждой ноты в мелодии, которую сочиняете во время соло. Так как одна и та же нота на разных струнах звучит по разному. Дает разный колорит.

 

Четвертый. Также влияют на выбор аппликатур, а как следствие и позиции, такие штрихи как слайды и бенды. Так как , приоритетом желательно  должна быть красота звучания, а не удобство аппликатуры.

в следующем ролике я кратко демонстрирую на гитаре, то что было сказано выше

 

 Существует три типа движения по грифу

  1. Вертикальный (игра в пределах одной позиции)
  2. Горизонтальный. ( Игра вдоль грифа на 1-3 струнах)
  3. Диагональное или смешанное (Проходит через несколько позиций).

В процессе игры вы даже не выбираете позицию. Те идеи, как я уже написал, которые используются в соло, они определяют позиции и направление вашего движения на грифе. Играя я  не знаю где начну и где закончу фразу. Поэтому очень важно хорошо знать гриф с точки зрения позиций. Уметь играть лады вертикально (в пределах позиций), горизонтально (на одной струне), и диагонально (аппликатуры по четыре ноты на струне). Это поможет вам свободно передвигаться из позиции в позицию во время игры. Так же важно иметь определенный арсенал различных музыкальных идей в каждой позиции, чтобы свободно развивать мысль не зависимо от того, в каком месте грифа вы находитесь в текущий момент. А как я уже сказал, во время игры вас может "занести" куда угодно.
Для развития таких навыков я создал курс "Smooth Jazz Guitar. Изучаем фразировку".  

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить