Здравствуйте Дмитрий!!! Я думаю, Вы представляете очень качественный и стоящий материал!! сам я очень люблю блюз, и хочу постигнуть именно блюз в джазе!!! даже не знаю, что сказать, само наличие фраз в голове уже навалом, но вот именно как правильно строить свою импровизацию, хотелось бы услышать Ваш совет!!!
Очень распространенная ситуация среди учащихся, когда фразировки в голове навалом но пользоваться ими в импровизации человек не может. Есть две причины, почему так происходит.
Первая причина.
Само по себе наличие большого количества фразировки в вашей голове, (тот факт, что вы ее отчетливо слышите) еще не является достаточным, для того чтобы уметь импровизировать. Это всего лишь одна из двух необходимых составляющих частей. Это только одна нога из двух, а ходить, имея только одну ногу сложновато. Поэтому для того чтобы импровизировать, вам так же необходимо иметь всю это фразировку не только в вашей голове, но и в ваших «пальцах». Образно выражаясь, вся ваша фразировка в вашей голове «как дух без тела». Она есть, но практической пользы в игре от нее никакой. Как говорят в народе: «Я как собака, все понимаю, но сказать не могу». Это происходит потому что, все что вы слышите внутри себя, «не привязано» к вашим рукам, так сказать.
Так же это очень похоже на ситуацию, когда человек изучая иностранный язык, имел хорошую практику аудирования ( восприятия иностранной речи на слух), но не имел возможности практиковать свою разговорную речь. И как результат, он слушает иностранную речь, все понимает, но когда уже нужно самому что-то сказать, то иногда даже элементарные речевые обороты даются с большим трудом. А все потому, что практика аудирования отличается от практики говорения. То есть человек вроде бы и знает много слов (ведь он то понимает их, когда слушает речь), но когда начинает сам выражать маломальскую мысль, сразу же «не хватает» тех самых слов. Другими словами, «нет их под рукой» в нужный момент. Начинаешь «Е-е-е-кать», мычать что-то, вспоминать какое-то злополучное элементарное слово. И со стороны о нем даже может создаться впечатление как об умственно отсталом человеке, даже внутри Сократ. Говорю об этом из собственного опытаJ. Так как на работе часто приходилось общаться на английском.
Как я уже писал ранее, эффективное изучения фразировки состоит из двух составляющих процессов.
Первый это заучивание ее своим внутренним слухом. Второй это заучивание ее пальцами, на уровне мышечной памяти. Обычно такая проблема возникает у начинающих музыкантов-меломанов. Они слушают много музыки, разбираются в ней неплохо, но к сожалению, редко держат инструмент в руках. Поэтому и получается, что их слух хорошо развит, внутренний музыкальный эфир богат различными музыкальными идеями, и фразировкой, но руки совершенно не натренированны «проговаривать» все это (по аналогии с иностранным языком).Т.е. автоматически быстро воспроизводить на грифе гитары.
Решение в следующем. Вам нужно начать потихоньку «облачать в плоть» все те музыкальные идеи и фразировку, которые уже есть у вас в голове. Нужно вытащить ее из вашей головы и накрепко «усадить в пальцы». Попросту говоря, подбирайте на слух все то, что вы слышите, облекайте это в конкретные формы и даже записывайте в нотную тетрадь. Пропитывайте этим и свой слух и «дрессируйте» свои руки.
Вторая причина.
Так же проблема может быть следующего рода. Обладая большим багажом фразировки, даже имея ее «в пальцах», (особенно если вы учили ее не в контексте готового соло), может возникнуть проблема нехватки умения и опыта развития самого соло. То есть, как вы сказали проблема построения самой импровизации. А именно, как развивать музыкальную мысль, что за чем идет, и как прийти к кульминации.
В этой связи полезным будет выучить по типу «нота в ноту» несколько чужих соло, от начала до конца. Это даст вам почувствовать то, как развивается сама музыкальная мысль от начала до конца.
Следующее что нужно делать, это учиться тому, как можно развивать один мотив (музыкальную идею) ритмически и мелодически, а не просто выкладывать одни заученные фразы. Ведь в импровизации использование фраз клише это в максимум 50 процентов от всего. Все остальное это мелодическое и ритмическое развитие музыкальных идей, фраз, мотивов, в ходе самой импровизации.
Так же очень полезной практикой для вас может стать сочинение и запись в ноты своих собственных соло. Вы можете составлять их по кусочкам по фразам, выстраивая развитие музыкальной мысли так, как вам это нравиться. В этом случае вы сами будите оценивать то, что вы сочиняете, и сами будете себе экспертом. Благо, что софта множество позволяющего это делать сейчас достаточно. Таким образом, вы сначала научитесь выстраивать развитие ваших соло на бумаге, а спустя некоторое время весь этот полученный опыт начнет проявляться в вашей игре непосредственно. Более того, таким образом, у вас будет выкристаллизовываться свой стиль и манера исполнения.