Здравствуйте, мне 17 лет, стаж игры 6 лет. Я давно увлекался блюзом
и приноровился, как я считаю, нормально импровизировать по пентатонике.
Но с джазом все оказалось сложнее, и я не знаю с чего начать.
Я выучил гаммы, играю на их основе секвенции, учу этюды, но импровизировать,
толком не получается. Конечно, под минусовку, по диатонике что-то выходит, но это
совсем не джазовое звучание. Я увлекся джазом совсем недавно, и разбираюсь в нем
плохо, но я понял, что чтобы его хорошо понимать, надо иметь большой багаж теоретических знаний, а мне они плохо даются, т.к. во многих пособиях теория преподносится на сложном языке. В общем, я так понял, что моя проблема в том, что я не могу разобраться в теории.
Хотя, может я ошибаюсь. Хендрикс ведь, например, и нот не знал))
Доброго дня!
С чего начать.
Начните с того, что начните слушать много джазовых гитаристов. При этом вы будете пропитывать свой слух джазовым звучанием, характерными интонациями, фразировкой, гармониями, стилистическими особенностями, особенности ритма. Ваш слух будет все это впитывать, запоминать, и формировать в определенный полезный музыкальный багаж. А спустя определенное времени он ( ваш внутренний слух) начнет уже понемногу «генерировать» эти интонации, мотивы и фразы в процессе вашей игры. Т.е. вы начнете их слышать в голове в процессе ваших соло. Ваш слух будет диктовать их вам.
Так же «снимайте» и заучивайте соло мастеров на слух. (Те, что сможете понять и сыграть технически). Это вам даст и фразировку, а так же будет развиваться слух.
Теорию можно и нужно изучать, но постепенно, по мере ее практической необходимости.
Изучайте аккордовые последовательности несложных джазовых стандартов. Учите новые аккорды. Раз вы неплохо управляетесь с пентатоникой, пробуйте импровизировать, добавляя в нее различные ступени, для того чтобы звучание не было откровенно блюзовым.
Практикуйтесь в обыгрывании типичных гармонических оборотов, таких как 2-5-1 в мажоре и в миноре.
Практикуйтесь в импровизации на аккорды разных типов, мажорный, минорный, септаккорд.
Постоянно учите новую фразировку. Не переставайте «насиловать» (в хорошем смысле слова) свой слух и пальцы изучением фраз, этюдов, соло.
Для определенного результата необходимо время и терпение. Это нужно четко понимать и не иметь нереальных ожиданий.
О Хендриксе.
На счет Хендрикса и прочих ребят, которые не знали нот, скажу что это исключение , которое только подтверждает правило. Тем более что Джимми играл блюз-рок, а не джаз. Конечно же, если вы чувствуете в себе рвущийся наружу потенциал, которым обладал Хендрикс, то вам тогда не о чем беспокоится.
О теории.
Пусть вас не пугает теория. Музыкальная грамотность еще не навредила не одному музыканту. Теорию, которая вам нужна на данном этапе, лучше изучать с преподавателем, хотя бы время от времени. Он сможет непосредственно все вам разжевать и доступно объяснить. А так же подсказать многое по ходу действий. Здесь, как и во многом другом нужен индивидуальный подход.
В этом плане мои услуги всегда к вашим услугам. Не обязательно брать уроки у меня каждую неделю, если вдруг вы не можете себе позволить финансово. Можно брать разовые консультации, которые будут вам как маяки и ориентиры, периодически корректировать ваш курс, а так же помогут разобраться со сложностями, возникающими по ходу процесса обучения. Желательно что бы у вас всегда был стабильный человек, к которому можно обратиться за верным советом. Тем более что для тех, кто берет консультации или уроки предусмотрены определенные бонусы, в виде тех материалов, которые не доступны обычным посетителям сайта.
О блюзе
Дело в том, что классические блюзовые фразы и клише почти не работают в джазе.Даже если вы неплохо импровизируете в блюзе, это вам не поможет особо в джазе. Для джаза характерен свой мелодический и ритмический язык. Он совершенно необходим для того чтобы ваши соло звучали по джазовому. И если вы уже более менее освоились с пентатоникой и блюзовой гаммой в блюзе, то рекомендую, далеко не отходя, начать осваивать джазовые фразы основанные на блюзовой гамме. Хорошим тренажером для таких целей является сборник "Блюзовая гамма. 6 важных этюдов!
Это если вкратце.