Джазовые этюды, что это такое и зачем они нужны?
Вот одно примерное определение этюда. Этюд -эточасто инструментальная пьеса, как правило небольшого объема, основанная на частом применении какого-либо трудного приема исполнения, и предназначенная для усовершенствования техники исполнителя.
Именно поэтому этюд часто не несет в себе особо глубокую художественную мысль.
Образно выражаясь, одной из целей этюда является стать неким тренажером для обретения какого-либо навыка, будь то технический навык или какой-либо еще.
В случае с джазовыми этюдами ситуация похожая. Джазовые этюды (по крайней мере те, которые предлагаю я) предназначены для развития и обогащения мелодического слуха гитариста различными мелодическими идеями, фразами, пассажами, характерными для джазовой и околоджазовой музыки. Другими словами, цель изучения таких этюдов – пополнение «словарного (мелодического) запаса» гитариста различными мелодическими идеями.
Для того, чтобы проще было фокусироваться на мелодическом аспекте и контуре мелодических линий, ритм в этих этюдах намеренно упрощен до сплошных восьмых нот почти без пауз. Также это дает возможность экспериментировать, играя этюд от разных долей такта, получая при этом совершенно новые фразы внутри него.
Чем эффективен такой подход
На личном опыте заметил, что в сравнении с заучиванием просто отдельных фраз или мелодических оборотов (как правило вырванных из общего контекста) заучивание этюдов имеет свое преимущество. Когда фраза учится в определенном контексте, она запоминается намного лучше. Например, готовое соло от начала до конца запоминается намного лучше, чем, если бы учить в случайном порядке все фразы, из которых оно состоит. Это же относится и к этюдам. Из-за того, что все фразы, из которых состоит этюд, имеют логическую и смысловую взаимосвязь (как бисер, нанизанный на одну нить), они запоминаются не как множество разрозненных по смыслу фраз, а как одно единое целое. Именно это и упрощает для мозга процесс запоминания, а также при необходимости и процесс повторения всего выученного (освежения в памяти).
Таким образом, к примеру намного эффективней будет выучить один этюд на последовательность 2 5 1, чем 30 отдельных, не связанных между собой, мелодических оборотов на эту последовательность.
Такой подход не является чем-то новым. Многие джазовые музыканты используют такой подход в своей практике. Среди таких музыкантов Path Metheny, Greg Fishman, Oscar Peterson, George Benson, Joe Pass, Bob Mintzer, Bob Mcchesney, Joshua Breakstone, Jamey Aebersold, Milan Dvorak.
Предлагаю вам три сборника этюдов для интенсивного изучения фразировки.