На практике гитаристы используют аккордовые замены двух типов – прямые и косвенные.
Суть прямой замены заключается в использовании надстроек или альтерированных ступеней без изменения баса аккорда.
Принцип косвенной замены заключается в замене аккорда со сменой его басового основания, то есть, когда один аккорд заменяется другим.
Рассмотрим способы косвенной замены аккордов, которые встречаются на практике при проведении гармонических замен.
Пример 42
Мажорный аккорд можно заменить параллельным минором, который располагается на VI ступени исходного аккорда (и наоборот, минорный аккорд заменяется параллельным мажором). В примере 42 демонстрируется замена Cmaj7 (I ступень) на Am7 (VI ступень), надстройки аккордов при замене могут быть самые разные.
Пример 43
Мажорный аккорд можно заменить побочным минором, который строится от III ступени исходного аккорда. В примере 43 мы видим, что для аккорда Cmaj7 (I ступень) это будет Em7 (III ступень).
Пример 44
Доминантсептаккорд можно заменить его минорной доминантой, т.е. любым минорным аккордом, расположенным на V ступени исходного аккорда. Здесь стоит пояснить, что речь идёт не об альтерированных, а о доминантовых аккордах с характерными для них надстройками: 7,9,13,9♯11. В примере 44 наглядно иллюстрируется такой способ гармонической замены: C7 заменяется минорной доминантой аккордом Gm7.
Пример 45
Способ, описываемый в этом примере, называется «тритоновая замена». Тритон – интервал, образуемый сочетанием I и пониженной V ступеней (или повышенной IV).
Такой способ позволяет заменять любые типы аккордов, но чаще всего доминантсептаккорды (альтерированные и неальтерированные) в соответствии с правилом: любой доминантсептаккорд заменяется аккордом того же класса, отстоящим от него на тритон. Именно поэтому такая замена называется тритоновой. Тритоновая замена нередко позволяет исполнителю создать своеобразную и интересную мелодическую линию в импровизации.
В примере 45 мы видим, как в результате тритоновой замены альтерированный доминантсептаккорд G7♯5 превращается в аккорд D♭9.
Чтобы закрепить рассмотренный выше метод гармонических замен, обратимся к примерам, в которых показаны несколько возможных замен в гармонической последовательности II-V-I-VI в тональности до-мажор. Такая гармоническая схема довольно часто встречается на практике, поэтому необходимо её тщательным образом проработать, а также придумать свои варианты аккордовых замен, которые можно было бы использовать в этой гармонической цепочке.
Пример 46 (трек 8)
Этот пример представляет собой последовательность II – V - I – VI в чистом виде, то есть без косвенных замен.
Пример 47 (трек 9)
В примере 47 мы видим, как произошла замена мажорного аккорда Cmaj7 на побочный минор Em7.
Пример 48 (трек 10)
В этом примере сработала тритоновая замена, аккорд V ступени G7(alt) заменили на аккорд D♭9 ♯11. (alt – означает альтерированный)
В качестве задания, попробуйте сделать гармонические замены последовательности II-V-I-VI в следующих тональностях:
Am7 – D7(alt) – Gmaj7 – Em7
Cm7 – F7(alt) – B♭maj7 – Gm7
Fm7 – B♭7(alt) – E♭maj7 – Cm7
E♭m7 – A♭7(alt) – D♭maj7 – B♭m7